Привет,  коллеги! Вот ломаю голову над таким ребусом. На днях принесли мне газетную публикацию и
попросили прокомментировать. Газета «Мир новостей» от 15.12.15. В статье пишут о том, что якобы теперь местные власти могут «втихаря», без уведомления собственника отобрать любой  дачный (и не только) участок, если он не зарегистрирован в ЕГРП. Дело в том, что с 1 декабря 2015 вступил в действие очередной закон. А именно N251-ФЗ от 13 июля 2015 года. Суть вкратце такова.
   Отныне, если в Росреестре (точнее в ГКН) «в течение пяти лет с даты присвоения
кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам
незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты
недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены
такие объекты недвижимости»  орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней информирует об этом местные власти. Те в свою очередь вправе выпустить постановление о признании такой
недвижимости бесхозной и на этом основании зарегистрировать собственность государства на такие объекты. Такое право теперь у властей есть (статья 1указанного закона).
   Вроде бы, акцент сделан на строения. Но ведь понятно, что участок и постройки не могут  рассматриваться отдельно друг от друга. Допустим у меня документы на участок 1993 года. Соответственно, в ЕГРП сведений о нем нет. Ранее, никто не призывал регистрировать ранее возникшее право собственности. Да и теперь вроде никто не настаивает, ибо оно, право никуда не девается.  Если хотят заставить всех регистрировать старые документы в ЕГРП, то
почему об этом прямо не сказать?  Вообще, смысл закона не очень понятен. Для чего он издан? Если хотят признавать не используемые участки бесхозными, изымать их 
и вводить их в оборот, то собираются ли уведомлять собственников? Про уведомление ничего в законе не написано. Ваше мнение, коллеги?

Комментарии

  • Данный закон не распространяется на земельные участки, право на которые возникло до 1998 г., а также на жилые дома, квартиры и т.п. (см.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" : "При этом действие законопроекта будет распространяться только на объекты недвижимости нежилого назначения, такие как здания, строения и сооружения, эксплуатация которых не осуществляется.
    Объекты социальной инфраструктуры (квартиры, жилые дома, комнаты, дачи и др.), а также земельные участки исключены из сферы действия законопроекта.
    Также законопроект не затрагивает ранее возникшие права граждан на недвижимость, которые признаются действительными и подлежат регистрации по желанию их правообладателей.")
    Возможно, что такая интерпретация данного закона, на которую Вы "попались", призвана "расшевелить" собственников в регистрации недвижимости. И какие-то председатели каких-то мутных союзов садоводов выступают провокаторами, пишут такие статьи, поскольку сегодня только запугивание осталось в арсенале властей в деле "дачной амнистии".
    Ложки потом найдутся, но не все об этом узнают, и собственники потихонечку потянутся в кадастр и регистрацию. Страшно потерять недвижимость.

  • Василий Кузнецов

    За пояснение спасибо. Однако, возникает новый вопрос. Почему все эти нюансы нельзя включить в текст закона, что бы "какие-то председатели каких-то мутных союзов" , а также прочие заинтересованные лица, проще говоря - граждане, интерпретировали закон однозначно.

    • "Интерпретировать закон однозначно" можно только при определенной подготовке. Например, нужно знание и понимание терминов. Не житейское, а юридическое. По возможности. В данном конкретном случае (ст. 4.1 в ФЗ-251 от 13.07.2015), если читать ее с учетом значения терминов ( "здание", "строение", "сооружение"), понятно, что речь не идет о дачах и индивидуальных жилых домах и участках под ними.Таков закон жанра. Сначала написать в общепринятых юридических терминах, потом - юридические комментарии, затем - обзор судебной практики,научная полемика, предложения, пр. и, наконец,если будет много проблем в применении, - Постановление Пленума Верховного суда, как это все правильно читать и применять. Кроме того, надо держать в голове всю совокупность законодательства по данной сфере. Закон 251-ФЗ не отменял судебный порядок лишения права собственности и ст. закона о регистрации недвижимости, в которой ранее выданные документы о собственности являются действительными. Значит, они действуют. Примите к сведению, что "Мир новостей" - не серьезное издание, если допускает такие публикации. Не читаю. Может быть, для них это случайность, а может быть, - миссия: провокации и страх.

    • Ольга  Моисеева

      Спасибо.

  • Надежда Пришмонтас

    Действующий закон РСФСР до сих пор власти имеют право по акту осмотра созывной комиссии ликвидировать а)собственность, б) признавать объект бесхозяйновым и на всё заявлять права в суде, именно в суде а не в россреестре, доказывать бесхозяйственность объекта. При том что если муниципалы/федералы зарегистрировали собственность на себя эту собственность можно оспорить в суде.

  • Большое спасибо всем, кто мне посоветует, как быть! Суть вопроса - есть участок в МО, на него оформлен договор аренды между физическим лицом и администрацией Муниц района МО на три года. Срок аренды истек в 2013г., но в договоре прописана, что он затем считается продленным на тех же условиях.В данный момент на участке ничего нет (даже забора). Вопрос - как участок оформить в собственность? В Комитете по управлению муниципальным имуществом (сторона договора аренды) толком ответить пока не смогли.

    • Уважаемая Ольга Ивановна. Найдите в интернете по имени и фамилии, добавив "Истра-Город", мои контакты. Я вас проконсультирую. Сейчас в Вашем вопросе недостаточно данных для квалифицированного ответа.

    • Уважаемые юристы! У меня вопрос по земельному участку? 3 месяца назад я вступила в право наследования зем.уч., если я его не зарегистрирую в ЕГРП до 1 января 2017 года, его могут изъять?