Геннадий Савинов

Комплексные кадастровые работы обрезали под корень. Часть 3: Финансы поют романсы

Начало см. в Частях 1,2, окончание- в Части 4.

 
По мнению экс-министра Минэкономразвития А. Белоусова,высказанному им 9 октября 2012 г. на Госсовете, посвященном  повышению эффективности управления земельными  ресурсами, для проведения ККР в отношении 30 млн. земельных участков без границ необходимо 70 млрд. рублей, с возможностью снижения расходов до 20 млрд рублей при массовых работах. В текущих ценах, с учетом инфляции, это 27- 93 млрд руб. Правдоподобной кажется последняя цифра.
 В соответствии с постановлением Правительства (№ 1301 от 01.12.2015 г.) начало ККР перенесено на 2 года (2017г.). На период 2017- 2019 г.г. на программу ККР предполагается выделить всего 5,038 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 4, 333 млрд рублей, из региональных бюджетов  0,705 млрд рублей, в первый год всего – около 0,926 млрд рублей. Покажем, что такой объем финансирования означает фактический отказ от ККР на период до 2019 г. Для начала необходимо учесть, что сегодня в стране действует однолетний горизонт бюджетного планирования. Автоматического продления ККР в регионе или муниципалитете, чьи заявки будут удовлетворены, не
произойдет. В первый год ККР (2017 г.) регионы (муниципалитеты) РФ будут «соревноваться»  за общий объем дотаций из федерального бюджета менее, чем на 1 млрд рублей, в 2 последующих года – менее 2 млрд рублей в каждый год. Условием субсидирования ККР из федерального бюджета является  собственное их финансирование регионом (муниципалитетом) в размере от 5% до 30%.
Можно предполагать, что муниципалитеты будут нацелены на проведение ККР в основном в городах, деревнях, садоводческих и дачных товариществах и т.п., рассчитывая охватить учетом в первую очередь незарегистрированные строения, а также земельные участки, отсутствующие в ГКН, для дополнительных налоговых поступлений. В соответствии с целевой программой развития кадастра и регистрации прав,  в отобранном для ККР квартале таких участков должно быть не менее 40%. С запасом в сторону уменьшения затрат на кадастровые работы на один новый объект это будет означать, что новые межевания, а также исправления кадастровых ошибок будут производиться в отношении небольших земельных участков. Средневзвешенная цена на межевание одного такого участка по стране может быть оценена в 5-6 тысяч рублей. Снижение цены кадастровых работ от эффекта масштаба не превышает, как правило, 50%. С учетом того, что в одном кадастровом квартале  будут и крупные новые участки (с большей стоимостью работ), например, земли общего пользования, неучтенные строения, а также большое число участков (см. выше) с ошибочными координатами, что неизбежно будет выявлено и потребует исправления, по самой оптимистической
оценке – на внесение в ГКН одного нового земельного участка потребуется не менее 2,5-3 тысяч рублей. Схемы «Мы только исправим уже сделанные  ошибки» или «Мы только отмежуем новые
участки» не приемлемы по определению ККР. Расчетной единицей в оплате ККР наглядно будет считать участки с впервые определенными границами,  учитывая обязательность составления межевых планов, которыми исправляются и старые ошибки в координатах. Тогда в каждый год проведения ККР в среднем по РФ один условный муниципальный район (из 1823) может рассчитывать на получение 0,5 – 1 млн. рублей, чего, возможно, хватит на учет 200-400 новых  земельных участков или проведение работ в одном-двух кадастровых кварталах. Так как муниципальные бюджеты за такие суммы ставят одну новогоднюю ёлку на городской площади, выпиливают с утилизацией 30 сухих деревьев и обрезают столько же живых или вывозят 9 тонн металлоконструкций от несанкционированных парковок («ракушек», столбиков, цепей) (все примеры
реальные), можно предположить, что муниципалитетам будет совершенно не интересно что-то делать при таком конечном результате. Ведь есть еще непредвиденные риски новой работы, например, проблемы взаимодействия с правообладателями недвижимости, затраты на подготовку конкурсной документации, организации взаимодействия членов согласительных комиссий ККР и пр.
Очень скромно выглядит и конечный результат ККР по завершению целевой программы – ориентировочно 2 млн новых учтенных земельных участков с установленными границами из 30 млн. участков без границ.
Не меняет общий  итог и ограничение числа субъектов РФ (пятнадцать, включая Москву и МО), участвующих в ККР, с перераспределением средств в их пользу. Ожидаемая доля земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства к 2019 г. должна составить 54,9%.
 Не исключена ситуация, что выделенные на ККР средства будут в значительной степени израсходованы на организационно-технические мероприятия, а  реальные кадастровые работы будут произведены на еще меньшем числе объектов недвижимости.

Комментарии

  • Василий Кузнецов

    Геннадий! Насколько я понял, никакого финансирования ККР (ни частичного, ни тем более полного) не будет. Вернее будет, но только на бумаге, а не в реальности. Если честно, я в эту затею с выделением денег государством не верил никогда и до сих пор не верю. Поэтому, раскошеливаться на межевание придется собственникам участков.

  • Геннадий Савинов

    Василий, частичное финансирование МОЖЕТ быть. Пока нет оснований предполагать, что денег выделено не много и не мало , а строго под распил. По госпрограмме - 4,3 млрд. из госбюджета, если регионы дадут хотя-бы 5%. Скорее всего, полного затыка из-за отсутствия денег в регионах не будет. Однако если экономика будет дальше падать, и эти 5 млрд могут обрезать. У собственников тоже денег нет, поэтому их будут и дальше запугивать ("сделки нельзя производить", "права можно потерять" и т.п.). В текущей ситуации собственники будут производить межевания в основном при подготовке к сделкам.

  • Василий Кузнецов

    Да. Пока межевать будут только те собственники, кому приспичило.