Николай Тюленев

Время деревянных риэлторов (часть 2)

      

   Дефолт 98-го года провел жирную разделительную черту по судьбам многих людей, а более чем годичный застой на рынке недвижимости поделил и риэлторов на "бывших" и "удержавшихся". Опуская, как и в первом случае, финансовую составляющую тех тяжелых лет, рассмотрим, так сказать, фактор человеческий. Как же отразились экономические потрясения на качественном и количественном составе игроков рынка недвижимости?
К сожалению, многие представители "золотого" состава по различным причинам покинули поле. В лучшем случае они перешли на тренерскую работу - стали руководителями отделов, филиалов, создали собственные агентства, а в худшем, по причине уменьшившихся заработков и\или накопившейся усталости, ушли из профессии совсем. Но свято место пусто не бывает ...

Вторая волна волонтеров не заставила себя ждать. Были это в основном люди, чей мелкий бизнес лопнул, а создавать что-то новое не было ни времени, ни средств. Пришли челноки, торговцы товарами народного потребления, переводящие мелкий опт в розницу, бухгалтеры и экономисты малых предприятий, не выдержавших конкуренции, и другие несостоявшиеся ударники капиталистического труда. Пришли со своими понятиями о чести и достоинстве, о правилах конкуренции, об отношении к клиентам и контрагентам.

Нельзя сказать, что все сразу стало плохо. Стало хуже, но ещё терпимо. Ещё стояли очереди на собеседование в лучшую, на мой взгляд, школу подготовки риэлторов - "Арсенал", (а проходили отбор в неё лучшие из лучших кандидатов, за которых после выпускного экзамена дрались кадровые службы самых известных агентств). Ещё достаточно было личной расписки, данной своему коллеге в том, что положенная ему часть комиссии будет по окончанию сделки выплачена.

Ещё перезванивались между собой изрядно раздобревшие за годы сидения в мягких креслах тренеры команд участниц. Все ещё считалось дурным тоном сунуть втихаря свою визитку чужому клиенту, но мрачная тень тотальных мобилизаций всех и вся в компании-спруты уже замаячила на горизонте. 

Серебряный век оказался короток. Два-три года - не более. Два-три года агент ещё был запоминающейся Личностью со своим индивидуальным почерком работы, человеком, самостоятельно принимающим решение по большинству профессиональных вопросов, Специалистом, знающим весь процесс от первого контакта с клиентом до торжественного вручения ему ключей от приобретенной квартиры.

Я не знаю точно, кому изначально пришла идея воевать не уменьем, а числом. По одной из
версий, потогонная модель ведения риэлторского бизнеса была привнесена извне американцем Дэном Коркораном, основавшем в середине 90-х агентство «Интероксидентал», прославившегося «броуновским движением» своих агентов. А его примеру последовали другие, сообразив, что если услуга востребована, а специалистов не хватает, то выход очевиден - срочно увеличивать число сотрудников. И несколько компаний практически одновременно стали делать одно и то же: брать на работу всех желающих попробовать себя в риэлторском бизнесе.

Газеты запестрели огромными объявлениями, сулящими быстрый и хороший заработок любому пришедшему. Как водится, для выигрыша темпа было пожертвовано качество. Вместо одиннадцати, команды стали выставлять на поле по двадцать, тридцать, сто и более не знающих правил, хаотично суетящихся игроков, особо не заморачиваясь тем, что мяч в конечном счете один на всех. Отделения агентств росли как грибы после дождя. Доморощенные школы "молодого бойца" с периодичностью в одну-две недели выплевывали сотни "специалистов по недвижимости".

99 из 100 этих "риэлторов-торпед" проводили в лучшем случае одну сделку на своих  родственниках-друзьях-знакомых и бесславно заканчивали на этом деятельность...Рынок заполонили тысячи агентов-винтиков огромного механизма переработки клиентов, не имеющих представление не только об  юриспруденции и психологии, не знающих названий городских улиц, и единственной целью которых было - сорвать максимальную комиссию.  Так начался век деревянный...
 
(to be continued)

Комментарии

  • Геннадий Савинов

    Прекрасный пост, с образами, фактологией.
    Читая подобные блоги, родилось предложение для модераторов сайта. Сегодня рейтинг блогеров, консультантов и номинации "Лучший..." завязаны, кажется, в основном на количественные показатели. Почему бы не оттолкнуться от качества, создав номинацию "Лучший совет и блог года", как-то так. Можно издать это в электронном или печатном виде, например, на 365 страниц-постов, по числу дней в году. Скорее всего, наберется столько. Назвать серию можно "Энциклопедия риэлтора "Делового Мира".

    • Сергей Михайлович

      Мысль интересная, но возникает "вечный" вопрос. А судьи кто? И как определять то будете победителя? По количеству поставленных плюсов?

      "Можно издать это в электронном или печатном виде, например, на 365 страниц-постов,"

      Пока будете издавать или печатать большинство советов устареет. Госдума (бешенный принтер) печатает изменения в законодательстве гораздо быстрее.

    • Николай Тюленев

      Спасибо за высокую оценку, Геннадий. )
      Но в данном вопросе согласен с Сергеем Михайловичем.
      Не оцифрованные оценки содержания блогов будут весьма субъективны.
      Даже приз "народное признание" обсчитывается.
      ...
      Хотя, и в 11, и в 12 году номинанты в "Лучший блогер" определялись специальным жюри.

    • Геннадий Савинов

      На принятие решения по методу оценки время есть. Претендент может сам номинировать свой пост на "премию", или от группы блогеров, или от модераторов сайта. Или исключительно от сайта. А оценку можно отдать сторонним площадкам, думаю, не откажутся, и/или "специальной комиссии" сайта, назначив веса каждого, например 50/50. Может учитываться мнение и блогеров Дмира, например, по 1/3 веса внешним, "комиссии" и блогерам. Потом, по моему предложению, "победителей" будет 365, а не один. Может быть и другое число, 100, например. В этом случае не так важна система "оцифровывания оценки".

    • Геннадий Савинов

      По поводу устаревания советов. Что-то устареет, что-то нет. "Нормальный" специалист помнит историю. У "нормального" юриста, например, есть ГК РСФСР 1964 года, поскольку к правоотношениям тех лет СЕГОДНЯ применяются прошлые нормы. Чем риэлторство отличается? - Ничем. Красота поста или совета не пропадает от того, что он стал не вполне или совсем неактуальным. А именно "красота" и должна оцениваться, верность, естественно, для момента написания, если это совет.

    • Геннадий по поводу номинаций Вы отстали от жизни, с кризисом пришел каюк номинациям и встречам на коротке.

  • Сергей Михайлович

    Николай, если не секрет, по какому принципу Вы подбираете иллюстрации к своим блогам?

    • Николай Тюленев

      Не секрет. )
      Ассоциативно (например, золотой век голландской живописи и риэлторства), и по сюжету, схожему с темой.

    • Сергей Михайлович

      Надеюсь к третьей части подберете что - нибудь из русской живописи. Типа березки или дубы. Речь ведь пойдет о "дереве"?

    • Николай Тюленев

      Уже подобрано.
      Деревянные солдаты Урфина Джюса. )

  • Жанна Бычкова

    Николай,Ваша версия про ИнтерОксидентал не совсем верна.Работало это агентство(во всяком случае в Питере) И числом,И умением.До сих пор,когда я встречаю суперграмотного и очень зубастого контрагента,сразу возникает мысль-А не бывший ли Интеровец?И чаще всего это оказывается правдой.
    Я начинала работать в 1997 году в тоже печально известном питерском агентстве "Дом Плюс"(Интер рухнул в сентябре 1997 года,Дом Плюс-в декабре) и скажу Вам-оба наших агентства набирали огромное количество стажеров,но в наших агентствах было такое жесткое обучение(включая психологические тренинги),что слабые и не тянущие просто отсеивались в первые один-три месяца(и по результатам экзаменов после обучения и уходили сами,если понимали,что не тянут).Оставались только самые лучшие.Большинство тех,с кем я тогда начинала работать(а Дом Плюс переплюнул по количеству агентов Интер) сейчас до сих пор в профессии-кто-то работает менеджерами,кто-то создал свои агентства,один-владелец и гендиректор крупнейшей строительной компании Питера).Ушли на другие хлеба единицы.

    • Жанна Бычкова

      Когда сейчас встречаешь на сделке контрагента-бывшего Интеровца,то получаешь огромное удовольствие от процесса,прекрасно понимаешь,что с такой акулой надо держать ухо восторо(и само собой держишь),но зато знаешь,что тебе не придется пахать "за себя и за того парня"<что сделка пройдет просто идеально и суперграмотно.что ни один нюанс не будет пропущен.
      А вот то что происходит в последнее время(особенно в последние лет пять)-это просто ужас какой-то.Действительно<Вы правы,рынок наводнили толпы непонятно кого.Мало того,что абсолютно безграмотные горе-риэлторы,так еще и наглые до невозможности.Приходят на сделку практически сами ничего не знающими,приводят абсолютно "сырых" клиентов.Ладно уж,если мозги есть понять,что не тянут и просто тихо сидят в сторонке,когда ты паришься и со своими клиентами и с его,чтобы сохранить и провести сделку,так ведь многие начинают не по делу пальцы выгибать<на ровном месте создают проблемы,которые тебе приходится разгребать.
      А посмотрите хотя бы на наш форум.Какие вопросы задают авторы(не агенты).Для нас<специалистов,элементарные.А в процессе комментов выясняется,что у автора есть свой агент.Так какого хрена его агент ему не обьясняет элементарные вещи?Тупо залудил комиссию и ждет,когда само собой все сделается

    • Жанна Бычкова

      ну надеюсь,что сегодняшний кризис все поставит на свои места.Те<кто работает грамотно,у кого есть ШКОЛА<останутся за счет прежних наработок и огромной клиентской базы,а поверхностные временщики свалят в сторону и перестанут позорить профессию.И мешать нормально работать.

  • Антон Митрофанов

    Боже ж мой! Откуда это нафталиновый текст? Из бабкиного сундука, который весь изъеден короедами и голодными мышами?

    • Николай Тюленев

      Приветствую, Антон Владимирович!
      "Новые песни пишут те, у кого плохие старые" (с)
      ...
      Посему я не роптал, когда Вы перепощивали сюда статьи с сайта своей компании,
      За что и получили "героя 12-го года". Неужто, позабылось? )