Не знаю насколько востребовано будет обсуждение общих вопросов: знаю, что большинство специалистов по недвижимости любит конкретику. Поэтому отдаю себе отчет о том, что тема может быть не совсем понятна и не всем интересна. В этом случае прошу не судить строго :)

Понятия формы и содержания обсуждалось философами с древнейших времен. Об этом говорили Платон, Аристотель, Бэкон, Кант. Но мы тут будем обсуждать не философские понятия, а чисто практические, однако с пониманием природы этих самых понятий. Если говорить просто, то у каждой вещи есть своя материальная сущность (форма) и идеальная сущность (содержание). Форму можно потрогать, содержание нужно понять. Если вам, например, подарили на день рождения серебряную ложечку, то ее форму вы можете использовать для размешивания чая, но ценность ложечки будет не в этом: она более дорогА как именно подарок, а не предмет обихода.
Что первично, что вторично в нашем мире тоже спорить не будем: в век материализма первичной всегда считалась форма, в век идеализма - содержание, идея. Достаточно понять, что эти две природы связаны между собой.
Переходим к вопросам, связанным с услугами в сфере недвижимости. В случае сотрудничества между клиентом и агентом возникают некие отношения. Они по форме могут быть договорными или бездоговорными. Но по содержанию они должны быть доверительными. Если такие отношения есть и агент представляет интересы своего клиента, то проблем с заключением договора не возникнет: большинство специалистов знает, что эксклюзивный договор - это всего лишь форма фиксирования доверительных отношений. Если агент работает без таких отношений, скорее всего договор ему и не нужен: он просто оказывает клиенту некие информационные или консалтинговые услуги без каких-либо закрепленных обязательств и договоренностей. То есть просто разные формы работы, имеющие, соответственно, разное содержание услуги. 
Сейчас часто обсуждается вопрос МЛС (так называемой мультилистинг систем или, говоря по-нашему, партнерская система продаж). Так вот МЛС - это всего лишь форма, подтверждающая желание специалистов рынка сотрудничать между собой и совершать совместные сделки. То есть вопрос-то совсем не в наличии или отсутствии МЛС, а в желании / нежалании агентов и директоров сотрудничать между собой. А сотрудничество подразумевает правила и договоренности, которые обе стороны принимают. На рынке сейчас единых правил нет, поэтому некоторые агентства и агенты сотрудничают совершенно спокойно (это, как правило, знакомые друг с другом специалситы или организации, разделяющие принципы работы друг друга), а некоторые на сотрудничество не идут ввиду каких-то своих причин (не берусь судить каких менно, они могут быть разными).
Поэтому вопросы изменения рынка, о которых говорят в последнее время специалисты, нужно начинать не с обсуждения формы: эксклюзивный договор или нет, нужна МЛС или нет, а с содержания. На рынке сейчас, к сожалению, многие агенты даже не представляют себе своей функции, не понимают чьи интересы они представляют, не осознают, что они не посредники, а представители одной из сторон сделки, не знают своей миссии. Также не вполне себе понимают своей роли на рынке и многие руководители агентств.
Зачем тогда говорить о формах? Об эксклюзивах? Об МЛС? Формы эти ничего не дадут, если не будут соответсвовать правильному содержанию! Менять нужно содержание, а не пытаться втиснуть в узкие рамки практики, которые не имеют отношения к самому понятию услуги. 
Библейская мудрость гласит: "...И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают..."
Так что, если уж и менять отношения на рынке в сторону цивилизованности, то начинать нужно не с изменения форм, а с приведения этих форм в соответсвие их содержанию.
Удачи!)

Комментарии

  • Роман Писарев

    И даже очень конкретно! Основная проблематика, как раз и состоит в формальном подходе, содержанием многие просто не заморачиваются или просто не хотят/не могут принимать. Отказ от сотрудничества между специалистами рынка,я думаю, обусловлен тем, что даже при достижении формы взаимоотношения их содержание несостоятельно или заведомо ложно.

  • Ольга Меркулова

    "На рынке сейчас, к сожалению, многие агенты даже не представляют себе своей функции, не понимают чьи интересы они представляют, не осознают, что они не посредники, а представители одной из сторон сделки, не знают своей миссии. Также не вполне себе понимают своей роли на рынке и многие руководители агентств."
    Саша, вот это должен понимать каждый риэлтор, каждый.... Категорически не понимают и не хотят слышать, к сожалению.

    • Александр Мальцев

      Так откуда знать, если никто не учит? ))

  • Михаил Одоевский

    Как многим известно,я работаю в премиальном сегменте,так партнерские отношения есть практически всегда,по форме это не всегда наличие контрагентского договора,но желание сотрудничать,как правило,есть у обеих сторон.

    • Александр Мальцев

      Да, в элите это как-то работает.

    • Михаил Одоевский

      Сань,ты уж особо экономом-то не прикидывайся,ок? "Запад и партнеры" в перечне партнеров "Элитное.ру")))