Геннадий Савинов

Закон о садоводствах может быть принят в осеннюю сессию 2017

Проект Федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 30 августа 2016 года внесен в Госдуму Правительством РФ и принят в первом чтении 15 марта 2017 г. Выполняется
указание Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № Пр-840 относительно совершенствования на комплексной основе всех правоотношений в сфере садоводства,
огородничества и дачного хозяйства. Законопроект должен заменить ныне действующий федеральный закон (№ 66-ФЗ) о садоводствах 1998 г.

Законопроект свободен от политической трескотни по вопросам помощи государства в развитии
садоводства, реализации выращенной продукции, транспортном обслуживании СНТ, компенсации расходов партнерств из муниципальных и/или региональных бюджетов на создание инфраструктуры,
кадастровые работы и т.п., чем грешили ранее внесенные проекты и действующий закон.

Проделанная Правительством работа впечатляет в части, касающейся приведения положений
законопроекта в соответствие с уже действующими нормами. Но, несмотря на заявленную цель о комплексном реформировании правоотношений в данной сфере, три четверти законопроекта
посвящено, так сказать, юридической чистке. Например, произведена корректировка «садоводческого» закона с законами о ветеранах, чернобыльцах, о регистрации юридических лиц и т.д. и т.п. Кто бы про
это еще вспомнил при другом авторстве? Нельзя сказать, что это не важная работа, но на реальные проблемы садоводов она не оказывает сколь-либо заметного влияния. С тем, что в львиной доле
поправляет предложенный законопроект, можно было бы жить еще десятки лет. И по-прежнему оставлены без внимания главные потребности садово-дачной жизни, которые желательно законодательно урегулировать прямым способом. Если попробовать представить себе
коллективный портрет авторов законопроекта, то можно сделать вывод, что они скорее считают, что специальный закон о садоводстве не нужен, есть кодексы и иные подходящие законы. В идущих,
наверное, в половине садоводств холодных войнах будут по-прежнему побеждать не правые, а наглые.

Во вчерашней вечерней информационной программе по Первому каналу (09.07.2017, новость 15/16)
подобраны сюжеты о войнах в садоводствах с применением травматического, холодного оружия, эахватом земли и упомянуто, что в осеннюю сессию будет принят новый закон, который жизнь в садоводствах нормализует. Из 85-страничного текста законопроекта редакторами выбрана для
комментария зампредом Мособлдумы Н. Чаплиным часть законопроекта, касающаяся уплаты взносов. Мол, теперь взносы могут быть только вступительными, членскими и целевыми, а сегодня взносы - на что угодно. Заметим, что в действующем законе виды взносов такие же, за исключением редко встречающихся садоводческих потребительских кооперативов, где могут быть еще паевые и дополнительные взносы.

На мой взгляд, 60 миллионов российских садоводов ждут от законодателей решения следующих
основных проблем. Попробую назвать 5 самых актуальных. Для тех оппонентов, которые скажут, что все можно прописать в уставе, сразу замечу, что не все, закон не позволяет, это, во-первых. Во-вторых,
«новые» уставы будут заказывать в разработку председатели, а пчелы, как известно, не могут быть против меда.

1. Эффективный непрерывный контроль членов товарищества за деятельностью председателя СНТ и правления за счет усиления роли ревизионной комиссии, обеспечения доступа к документации,
закрепления законом обязанности функционирования СНТ круглогодично для целей регистрации прав и сделок с недвижимостью (подписания актов межевания, участия в межевых спорах в качестве арбитра, выдаче справок о принадлежности имущеста, оплаченных взносах и пр.).

На днях заходил один садовод, жаловался, что председатель не подписывает акт согласования границ.
Просто так, без причин. Приходится посылать таких горемык на три буквы - в суд. А что можно сделать с
председателем-самодуром? Переизбрать его через год?

2. Архаичная форма принятия решений в СНТ в виде общих собраний уже сегодня вызывает
большие затруднения по обеспечению кворума, особенно в СНТ, где несколько сотен или даже тысяч членов. Хотя бы в качестве допустимого варианта необходимо предусмотреть в законе заочное
голосование 
по всем вопросам в соответствии с уставом через интернет, естественно, с верификацией голосов и пр. Все необходимые програмные продукты уже существуют и недороги в приобретении. Индивидуализация жизни собственников нарастает, и со временем провести
правомочное общее собрание СНТ будет все сложнее и сложнее, миллионы объединений
собственников загородной недвижимости «благодаря» законодателям останутся без управления. В настоящее время, как это открывается в судах, множество решений общих собраний могут быть
оспорены, так как зачастую голосуют не уполномоченные представители членов СНТ (родственники и пр.). В «обычной» жизни никому до этого дела нет.

3. Необходимо предусмотреть в законе закрепление (фиксирование), например, внутренним
документом СНТ прав пользования объектами инженерной инфраструктуры (можно назвать его, например, Реестр прав пользования инженерной инфраструктурой) не в соответствии с площадью земельных участков членов товарищества, а в соответствии с уплаченными целевыми взносами, с возможностью перераспределения (выкупа) доли потребления между членами СНТ. По мере того как в СНТ будут регистрироваться и строиться новые индивидуальные жилые дома дефицит, в
частности электрэнергии, будет нарастать, и целесообразно уже сегодня предусмотреть
легальное регулирование этой ситуации.

И, естественно, надо исключить из законопроекта положение о пропорциональном разделе общего
имущества СНТ между как членами, так и не членами СНТ в случае ликвидации товарищества, вне зависимости от того, вносился ли собственником участка целевой взнос на инженерную инфраструктуру или нет.

4. Целесообразно дебюрократизировать деятельность СНТ таким образом, чтобы с документооборотом мог справиться любой (пожилой, полуслепой) председатель. Законопроект, напротив, усиливает бумаготворчество. Требуется бухгалтер, «белая» зарплата, договорные
отношения председателя самого с собой. Уплата членских и целевых взносов предусматривается только в безналичной форме. Зачем? Государству надо отвалить от СНТ на полботинка. Нечем тут
«поживиться». Обычный бюджет СНТ 1-2 млн. руб. в год. Уплаты налогов за имущество общего пользования вполне достаточно (кстати, дороги в СНТ, не участвующие в рыночном обороте, нельзя оценивать в кадастре так, как будто они могут быть проданы, и многотысячные затраты СНТ
сегодня — оспаривание кадастровой стоимости земель общего пользования). Ежемесячные членские взносы в подмосковном СНТ уже сегодня составляют около 10% от пенсии.

5. Членство в СНТ и определение количества (доли) голоса в зависимости количества участков у
члена товарищества, вида права собственности (общая совместная, долевая) как-то совсем выпало из законопроекта. Молчаливого предположения в таком фундаментальном вопросе явно не
достаточно.

Таким образом, правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
организаций предлагается «привести в соответствие с действующим законодательством», практически не затрагивая его в содержательной части (исключение - «прописка» на даче, возможность строительства индивидуальных жилых домов, за это — спасибо). В основном же произведена работа по корректировке перекрестных ссылок. Жить садоводам легче точно не станет, может быть, -
веселей. После принятия данного законопроекта деятельность садоводств еще больше усложнится, т.к. «нормальные» уставы садоводств могут противоречить или находится в «неустановленных отношениях» с федеральным законом. Если бы Президенту Путину объективно доложили о качестве выполнения его поручения, вряд ли он был бы удовлетворен.

Комментарии

  • Александр Черный

    Спасибо за интересный блог!

    • Геннадий Савинов

      Спасибо, Александр!

  • Александр Ковалев

    Очередной глубокий и интересный анализ! Спасибо.

    • Геннадий Савинов

      Спасибо, Александр!

    • Ирина Владимировна Кораблева

      Надо отправить президенту ссылку на эту страницу))
      А то, что и новый закон все равно не решит насущных вопросов садоводов - это очевидно, хотя его содержание курировалось представителями Союза садоводов РФ. Как был тупик с собраниями, так и останется, несмотря на некоторое облегчение с разрешением заочного голосования по вопросам отчетов и сметы. Собрания оспариваются в суде по причине отсутствия кворума на раз-два: в большинстве случаев его и вправду не было, а иногда кворум был, но деды-председатели понятия не имеют, как провести и оформить собрание так, чтобы придраться не к чему было.

      "В идущих, наверное, в половине садоводств холодных войнах будут по-прежнему побеждать не правые, а наглые" - эта классная фраза, видать, кровью писана!
      Правда войны идут не в половине садоводств, а почти во всех.
      Спасибо, Геннадий! Прочла на одном дыхании - всё по делу, всё наболевшее и нерешаемое, увы.

    • Геннадий Савинов

      Спасибо, Ирина Владимировна! Мой опыт общения с несколькими десятками садоводств говорит, что во многих из них нормальная обстановка, а председатели - интеллигентнейшие люди.
      Заочное голосование в законе разрешили, наверное, по поводу цвета забора или чего-то подобного. Все-таки, отчеты и смета, кажется, исключены из допустимых для такой формы голосования. Собираюсь сделать обзор принятого во 2-м чтении закона, тогда уточню.
      Насчет, что сказанное - "нерешаемое". Не могу согласиться. Воли нет. Было бы поручение Путина, сделали бы за неделю, а за месяц приняли в 3-х чтениях. В то, что нет знаний и опыта - в такое не верю. Хотя, был у нас в прошлом созыве депутат Туманов А.- садовод из садоводов ("6 соток"), внес 4 законопроекта, в три строчки каждый, в том числе о бессрочной дачной амнистии. Все хотел всех министров собрать (5 лет ходил, его слушали, но не понимали, что он говорит) по вопросу наделения садоводов каким-то особым статусом. Удается же ему красиво, плавно говорить, ничего не предлагая по существу, уже лет 15.

    • Ирина Владимировна Кораблева

      Геннадий, Вы, наверное, прозевали)) - в фз-66 в прошлом году внесены были местами довольно существенные для практики изменения. В частности, в ст. 21 п.3 добавлен последний абзац следующего содержания:
      "Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума".
      И это хоть немного выводит из того тупика, когда невозможно принять смету и членские взносы на грядущий год.

    • Ирина Владимировна Кораблева

      Насчет интеллигентнейших людей не знаю, но сама коммунальная сущность СНТ располагает людей к склокам. А "одна паршивая овца все стадо портит". Когда в СНТ несколько десятков, а чаще и сотен домов, всегда находится кто-то, кто недоволен работой даже самого лучшего правления, потому что правление пытается навести порядок: пресечь воровство э/энергии, самовольный захват земли общего пользования, пытается разрулить соседские споры из-за несоблюдения норм построек и т.д. и т.п. Наговорить, оболгать председателя, заронить в умы людей сомнения в его порядочности - это всегда несложно, плохим характеристикам люди верят легче, чем хорошим. А отсутствие стабильности любому, даже самому маленькому сообществу, наносит критический вред. Не говоря уже о том, что часто находятся люди, которые метят на председательское место, подсиживают председателя, чтобы погреть руки на садоводческих деньгах.
      С моей точки зрения с садоводствами надо вообще прощаться - это пережиток советских времен, это из числа того, что было плохого в СССР. Надо делать из них поселки. Каждый владелец должен быть сам по себе, а решать вопросы должны государственные властные структуры, профессиональные управленцы, а не какое-то там правление, состоящее из соседских пенсионеров.
      Но у государства еще долго не найдется денег на это, потому что нужна инфраструктура, нужны будут дополнительные люди и ставки для муниципального управления такими населенными пунктами и многое другое.

    • Геннадий Савинов

      Ирина Владимировна, очное собрание + заочное - это все равно архаика, которая осталась и в ст. 17 закона, подготовленного к 3-му чтению. Хоть что-то, но не то. Неверие в интернет, а ведь , наверняка, у всех депутатов Мобильный банк подключен. Очно-заочная форма требует от каждого "заочника" бюллетень получить и приложить к протоколу. Мля, "упрощение".
      СНТ - не пережиток, а недвижимость управляемая на средства членов. Ничего другого здесь быть не может. Поселки, сделанные из СНТ, с муниципальными управляющими - утопия, т.к. в этом случае общее число и число бедных деревень возрастает вдвое. Это столетняя перспектива, и все равно не реализуемая, т.к. даже когда деньги будут, не всем это надо. Сегодня (за более, чем 50-летнюю историю СНТ) только 10% домов пригодны для круглогодичного проживания. Такой картина и останется, на десятилетия. Зачет искусственно тянуть эти территории? Всем желающим хватит пустых участков и в существующих деградирующих деревнях. Кто хочет - пусть живет в СНТ, но не требует школ и вытрезвителей от государства, положенных для поселков.

    • Геннадий Савинов

      Кстати, обязательность юрлица для СНТ отменили ( с 1.1.2019), но это опять не то. С кем будет договор на вывоз мусора, и как организовать обслуживание трансформатора, газовой трубы и пр.? Еще хуже получается, если все это надо делать в индивидуальном порядке. Правильный путь, на мой взгляд, снизить текущий административный и налоговый гнет на СНТ за счет предельного упрощения делопроизводства. В идеале, ежеквартальный отчет должен занимать одну страницу А4. Сейчас государство хочет получить начисления на взносы с зарплат председателя, бухгалтера и пр. в размере 40% от этих расходов ( в виде подоходного налога,взноса в ФМС и пр.). "Обелить", как они говорят. А на самом деле - залезть в карман к садоводам, по моей предварительной прикидке, на 10 миллиардов рублей в год, что в 5-10 раз больше, чем выделяется, например, на комплексные кадастровые работы. В СНТ говорят, что еще и минимальная начисляемая зарплата должна быть, как региональные чиновники требуют.

    • Геннадий Савинов

      Что касается баланса влияния правления и членов, то сегодня перекос в пользу первых. По законам военных операций, потери атакующих втрое больше, чем у обороняющихся. В тесном коллективе (средний размер СНТ в стране - 100 участков) все прекрасно знают, кто чего стоит. Не так-то просто оболгать честного председателя, также, как и снять нечестного. Будет прозрачная отчетность, тендерные закупки, советы с общественностью и т.п., кто сможет из кандидатов-воришек в руководство рот раскрыть? Но тех, кто уже ворует, надо помочь законом бескровно вывести из игры. На собраниях по процедуре принятого нового закона это сделать невозможно. Войны будут продолжаться, такова механика правового регулирования СНТ.

    • Ирина Владимировна Кораблева

      Но и в части внеочередных собраний фз-66 изменили, снять председателя теперь попроще стало.
      У меня другие примеры в моем СНТ. Домов у нас почти 400, на собрания народ не ходит, как и везде. Но до смешного доходит: честные снимают нечестного председателя и ставят нормального, этот нормальный начинает закручивать гайки неплательщикам взносов и ворам электроэнергии, им это не нравится, они кучкуются и с помощью клеветы, передергивания фактов, сплетен и слухов через два-три года меняют нормального председателя на "своего". Тот через два-три года загоняет СНТ в долговую яму и все начинается сначала... и так по кругу. В итоге у всех не отдых, а жизнь в постоянно бурлящем вулкане. Думаю дойдет до того, что когда-нибудь сгорим((

    • Геннадий Савинов

      Согласен, неплательщики - это беда. Но в основном же это электроэнергия и взносы. Недавно был в СНТ, где счетчики двухрежимные и передача показаний по интернету. Красота! Как не оплатил, сразу автоматически отключили. А если в законе предусмотреть сначала оплата взносов (так сказать, прицепленный упреждающий платеж), а потом - за свет. Фантазия, но наверное как-то можно извернуться, чтобы это легализовать. В итоге- никаких конфликтов и никакого силового противостояния. А если светом не пользуешься, можешь и взносы не платить, прямо до признания участка бесхозяйным. Все доказательства в наличии. С самозахватом земли земельный контроль мог бы справиться,они любят штрафовать. Один космический снимок в год оплачивать и им отправлять. Кстати, председателей надо защищать, иногда их убивают. Наверное, не реже, чем журналистов. И снова здесь помогли бы современные технологии, например, преимущественная форма принятия решений - тайное заочное голосование. Известно же, что "ручное" голосование - это принятие решения под давлением. В общем, если хорошо подумать, выявить ключевые проблемные точки, что-то толковое можно сделать. Было бы желание.

    • Ирина Владимировна Кораблева

      На современные способы учета э/энергии деньги нужны: счетчики установить, провода на линиях на СИП поменять, аппаратуру, собирающую информацию... а где садоводству взять деньги, когда все членские уходят на оплату сворованного электричества, а за целевые голосуют, но не платят.

  • Благодарю/

    • Геннадий Савинов

      Спасибо!

    • Геннадий, Вы написали:"По мере того как в СНТ будут регистрироваться и строиться новые индивидуальные жилые дома дефицит, в
      частности электроэнергии, будет нарастать........"
      А разве сейчас можно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в СНТ индивидуальный жилой дом? Не получится(если только особо приближенным), категория земли не позволяет.

    • Геннадий Савинов

      Категория земли позволяет и сегодня в соответствии с Постановлением Конституционного суда 2011 г., но не в административном, а в судебном порядке. Кроме того, я говорю о перспективе. С 1 января 2019 г. на всех садовых участках можно будет строить индивидуальные жилые дома.

  • Постановление Конституционного Суда от 30.06.2011г.№13-П подразумевает возможность прописки в жилом строении, А я говорила о постановке дома на кадастровый учет в качестве индивидуального жилого дома.

    • Геннадий Савинов

      Вам шашечки или ехать? Если шашечки, то надо подождать 1 января 2019 г. , если конечно к этому времени Правительство разработает порядок перевода садовых домов в индивидуальные жилые. Но для жилых строений с назначением "жилое" переход в статус индивидуального жилого дома будет происходить автоматически. Если конечно закон будет исполняться Росреестром, муниципалитетами и т.д. Тоже - не факт.

  • Нам надо ехать и не обязательно в шашечках.
    Пока одни разговоры, а "обещать,не значит жениться". А Росреестр и в этом году не выполняет все поправки и изменения к законам, сама с этим столкнулась. Вполне может получиться :" а воз и ныне там", как писал дедушка Крылов.