Какую помощь оказывает ОНФ «За права заёмщиков»?

Оставить комментарий

В кризис, как известно, особенно остро встает вопрос проблемных займов. С какими трудностями сталкиваются граждане? Как не попасться в руки мошенников? Как распознать проблемную новостройку? Что делается для повышения финансовой грамотности населения? Об этом рассказал руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов.


– Расскажите про ваш проект – ОНФ «За права заемщиков». С какой целью он создавался и чем отличается от прочих существующих в России организаций, направленных на защиту прав заемщиков?

– Проект ОНФ «За права заемщиков» создан в 2014 году по поручению президента России В. В. Путина с целью обеспечения защиты интересов граждан – потребителей финансовых услуг. Отличие проекта от других правозащитных организаций в том, что мы ориентируемся на системное решение проблем на финансовом рынке, возникающих между потребителями финансовых услуг и финансовыми компаниями. К числу наших достижений можно отнести ряд законодательных инициатив, в том числе ограничение неустойки (штрафа, пени) за просрочку платежей по ипотеке, ужесточение ответственности страховщиков за навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, ужесточение ответственности за ненадлежащую или вводящую в заблуждение рекламу финансовых услуг. Активисты проекта, регулярно проводящие мониторинги рынка финансовых услуг в различных регионах России, выявили множество проблем и правонарушений в сфере микрофинансирования и взыскания долгов, привлекли к ним внимание СМИ и общества. Результатом стали законодательные изменения на рынке микрофинансирования (ограничение по процентам на микрозаймы и др.), борьба с нелегальными кредиторами, которая вышла на уровень Банка России и правоохранительных органов, а также принятие федерального закона №230-ФЗ, целью которого является приведение рынка взыскания к цивилизованной, более ответственной для всех сторон форме. С подачи проекта в 2014 году появилось поручение президента, сдвинувшее с мертвой точки так называемый закон о банкротстве физических лиц.

С другой стороны, в проекте задействованы и квалифицированные юристы, которые занимаются адресной помощью гражданам на некоммерческих началах.

– Участники рынка недвижимости приводят данные, что ипотечных кредитов, несмотря на кризисное для нашей страны время, постепенно оформляется все больше и больше. И это свидетельствует в том числе о том, что люди все-таки стараются верить в свои силы и в завтрашний день. Но наверняка не у всех ситуация с ипотекой складывается удачно. Как часто обращаются к вам именно ипотечные заемщики? Какие специфические проблемы чаще всего встречаются у них? Какую помощь от вашего проекта может получить эта категория заемщиков?

– В прошлом году ипотечное кредитование, поддерживаемое государственной программой субсидирования процентной ставки, оставалось одним из драйверов роста российского кредитного рынка. Однако тот факт, что рост кредитования происходил на фоне спада реальных доходов населения, создает предпосылки для увеличения доли «плохих» долгов в данном сегменте кредитования в будущем. То есть поддержка строительной отрасли провоцирует несоразмерные социальные риски. Обеспокоенность этой ситуацией мы стараемся донести до «самого верха».

Специфическая проблема для ипотечных заемщиков – временная потеря платежеспособности, как правило, из-за потери работы. Мы считаем, что госпрограмма оказала благоприятное влияние на рынок в краткосрочной перспективе, но для поддержания стабильного развития в долгосрочной перспективе необходимо развивать программы рефинансирования (или реструктуризации) для поддержки ипотечных заемщиков, временно оказавшихся неплатежеспособными. Например, в настоящий момент в АИЖК работает государственная программа помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков, оказавшихся в трудной финансовой ситуации, но ее явно недостаточно.

– Может ли заемщик получить бесплатную консультацию еще до подписания кредитного договора, обратившись в вашу организацию, если у него есть какие-либо сомнения? Или к вам обращаются уже пострадавшие граждане?

– Как правило, обращения приходят от граждан, которые уже пострадали от недобросовестных действий финансовых компаний. Наиболее системные или «кричащие» случаи мы берем в непосредственное сопровождение. Для остальных действует режим коротких онлайн-консультаций с юристами, а по типовым ситуациям мы адресуем обратившихся к нашим алгоритмам самопомощи для потребителей финансовых услуг, которые доступны на сайте проекта и в наших группах в соцсетях. Там в простой и доступной форме изложены ответы на самые разные вопросы, например, как распознать «раздолжнителя»-мошенника или как избежать навязанных услуг при заключении договора ОСАГО. В ближайшее время выйдут рекомендации по взаимодействию со взыскателями, учитывающие новые требования закона № 230-ФЗ. Консультирование потребителей финансовых услуг в соцсетях показало, что граждане стали более внимательными и ответственными по отношению к своим финансовым обязательствам.

Также активисты проекта реализуют программу финансовой грамотности «Кредитный фарватер» в различных регионах России.

– Как вы считаете, насколько безопасно в нынешних условиях вкладываться в новостройки на ранних сроках реализации проекта, например, на этапе котлована? Можете здесь дать какие-либо рекомендации?

– Безопасность потребителей главным образом в их собственных руках. И прежде чем инвестировать свои сбережения, нужно объективно оценить ситуацию. Логика рынка всегда и везде одинаковая. Чем более заманчиво выглядит предложение, тем выше риски. Если застройщик имеет хорошую репутацию и давно присутствует на рынке, имеет портфель успешно завершенных проектов, с ним работают крупные банки с выгодными ставками по программам жилищного кредитования, то риски представляются разумными. Но надо помнить, что и в этом случае нет гарантий в получении выгоды. Не известно, какими будут цены на жилье, когда объект будет сдан. Например, если цены упадут, то выгоды от такой инвестиции может и не случиться.

– С одной стороны, в кризис традиционно растет число мошенничеств, но с другой – люди в России постепенно становятся более финансово грамотными. Есть ли какие-то правила финансовой безопасности, которые особенно актуальны именно в кризисное время?

– Финансовое мошенничество – это совершение противоправных действий в финансовой сфере путем обмана, злоупотребления доверием, введения в заблуждение и других манипуляций с целью незаконного обогащения. В связи с активным развитием новых технологий и усложнением финансовых продуктов и услуг, современное мошенничество строится на сложных неочевидных схемах, использует психологические приемы, вплоть до нейролингвистического программирования и методов гипноза.

Чтобы не потерять деньги в сомнительных компаниях, нужно перед заключением каких-либо сделок изучить всю доступную информацию об этой компании:

- официальные реквизиты и дату регистрации;

- наличие необходимых разрешений и/или лицензий на осуществляемую деятельность;

- наличие компании в государственных реестрах;

- проверить отзывы других клиентов о ее деятельности.

Это несложно и не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Надо не полениться и проверить правдивость той информации, которую вам предоставляют. Оно того стоит.

– В чем чаще всего проблемы заемщиков, которые к вам обращаются, у кого возникли сложности с кредитом, – в собственной невнимательности и переоценке своих сил или в каких-то мошеннических действиях со стороны финансовых организаций?

– На самом деле, главные проблемы заемщика – это долги, которые он не может обслуживать. Потеря платежеспособности происходит по разным причинам: и от неграмотности, и от переоценки сил, и по вполне объективным обстоятельствам, например, потеря работы. В большинстве случаев это не про мошенничество. Но если поставить вопрос иначе: «Всегда ли корректно ведут себя кредиторы?» Очевидно – нет!  Банки и МФО нередко выдают займ «без оглядки» на реальные возможности клиента по обслуживанию своих обязательств. То есть заведомо проблемные кредиты. Должны ли кредиторы в этих случаях нести свою долю ответственности за дефолты? Конечно, да.

В конце прошлого года активисты проекта впервые подняли вопрос об ответственном кредитовании на высшем уровне, и президент Владимир Путин поддержал такой подход. Было дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с Банком России представить предложения о мерах, призванных ограничить предельную долговую нагрузку на заемщика, чтобы минимизировать число случаев, когда человеку выдают очередной, пятый например, кредит, которым он гасит обязательства по предыдущим займам (т.н. «долговая пирамида»). Эти предложения должны быть представлены уже в марте этого года.

– Как вы считаете, какие мероприятия по повышению финансовой грамотности населения будут наиболее эффективными в нашей стране?

– Наиболее эффективными являются те мероприятия, которые «попадают» в целевую аудиторию. Для каждой должен быть свой формат и свое содержание. Например, мы в своей практике работы со школьниками и студентами активно используем деловые игры. Ну и, конечно, доступность и охват сегодня невозможно обеспечивать без интернета. Поэтому мы активно используем его возможности в виде образовательных сервисов на сайте, вирусного продвижения контента в социальных сетях и интерактивных форматах взаимодействия.

– Что в заключение хотели бы посоветовать будущим заемщикам?

– Ответственного подхода к потреблению финансовых услуг и роста благосостояния.

Комментарии